
Покровский Никита Евгеньевич
Внегородское пространство и его воздействие на творческий потенциал личности: вопросы теории и проектная практика
Исследование внутреннего творческого потенциала личности в любой сфере деятельности с целью активизации и развития человеческого капитала – одна из важнейших задач, стоящих перед социальными науками. В рамках реализации этой задачи немаловажную (если не доминирующую) роль изучение воздействия внешней среды на формирование творческой личности. Это и материальная рукотворная среда повседневности, и природные ландшафты, и климатические условия. Еще ранние романтики-трансценденталисты XIX века (Торо, Эмерсон), а также А.Гумбольдт отмечали значение восприятия и переживания нетронутой природы и «господства гармонии там, куда не ступала нога человека». Современная урбанистическая цивилизация максимально снижает эффективность именно этого канала формирования личности, сводя все к разнообразию мозаичных форм коммуникации и хаотичных интеракций. На фоне этих, по большому счету, деструктивных процессов обозначило себя движение выхода определенных групп населения за пределы городов с целью создания внегородских поселений различного формата и профиля. Это и т.н. «дачная миграция» (ближние и дальние дачи), экопоселения, фермерские хозяйства, принадлежащие прежде городским жителям. Все это разнообразие обратно-миграционных форм получило наименование «дезурбанизации». Согласно исследованиям Угорского проекта, (2002-2020 гг.), в подавляющем большинстве кейсов одним из главных мотивов выхода во внегородское пространство оказывается мотив обретения свободы самовыражения личности и раскрепощения ее творческого потенциала. В лекции рассматриваются теоретические аспекты формирования жизненного мира городских мигрантов в новой для них социальной и природной среде, «доместикация жилища», а также обозреваются проектные разработки внегородских детских школ полного цикла и удаленных университетских кампусов в инвайронментально благотворной среде.