Ссылка на каталог с видеозаписями проведенных заседаний: https://yadi.sk/d/RW2-2mplpQGHCw?w=1
Ведущие мастер-классов

Зуев Константин Борисович
Выступление будет посвящено истории наукометрии, поиску данной отраслью своей идентичности, основным современным направлениям. На примере истории психологии будут показаны возможности наукометрии не только в области оценки научных знаний, но и в научной работе.Исследования с применением наукометрических методов можно строить на пересечении двух шкал. Первая шкала – это, собственно, наукометрические показатели: количество публикаций, количество цитирований и многие другие, в том числе альтметрические, экономические и кадровые показатели. Вторая шкала – точки применения наукометрического анализа. Мы рассмотрим три – персоналии, институции и научные направления. Для удобства анализа предполагается сгруппировать наукометрические показатели по трем кластерам: востребованность, актуальность и перспективность. В заключении лекции будет проанализировано, какие направления в области историко-психологического исследования являются наиболее проработанными с точки зрения наукометрии, а в каких, напротив, можно усилить наукометрический компонент.

Иванчей Иван Иванович
Линейная регрессия позволяет учесть влияние разных источников дисперсии в изучаемом явлении. Однако часто таких источников больше, чем мы думаем. Обычно исследователи учитывают только один второстепенный источник дисперсии – тот факт, что данные получены на разных испытуемых (для этого применяется ANOVA с повторными измерениями). Но часто в исследованиях можно обнаружить неучтенных источники дисперсии, например, город (исследование проводилось в нескольких местах) или стимул (разным испытуемым предъявлялось несколько одинаковых стимулов). Линейная регрессия со смешанными эффектами позволяет учесть разные источники дисперсии, повышая надёжность результатов статистического анализа. В рамках вводного воршкопа мы обсудим, в каких ситуациях применяется смешанная регрессия, как она работает и какие инструменты доступны исследователям для использования этого метода анализа данных.

Печенкова Екатерина Васильевна
В докладе будут представлены результаты нашего фМРТ-исследования совместного решения задач, недавно опубликованного в журнале Frontiers (Shpurov et al., 2020). Мы предлагали игрокам в «Что? Где? Когда?» во время сканирования в томографе решать задачи на основе матриц Равена. Задачи решались или в ходе совместного обсуждения в команде из трех человек, или в одиночку в присутствии других членов команды. Сопоставление активации зон головного мозга при совместном и индивидуальном решении задач позволило нам проследить «социальный мозг» в действии и убедиться, что различные его компоненты, которые обычно обнаруживаются в лабораторных нейрокогнитивных исследованиях, действительно совместно активируются в процессе реального сложного социального взаимодействия. Однако анализ функциональных связей показал, что говорить о совокупности этих компонентов как о единой системе может быть преждевременно.
Лекторы

Ушаков Дмитрий Викторович
Предсказания Я.А. Пономарева и современные тенденции развития психологии
Я.А. Пономарев описал современное ему состояние психологии и предсказал направление ее развития: как он выражался, от эмпирической многоаспектности к абстрактно-аналитическому знанию. С тех времен прошло несколько десятилетий, и психология сильно изменилась, в том числе возникли принципиально новые возможности в связи с развитием информационных технологий и искусственного интеллекта. Сбываются ли предсказания Я.А. Пономарева? В какую сторону двигаться психологической науке? Об этом пойдет речь в докладе.
Michael A. Woodley of Menie
What can ancient genomes tell us about the cognitive ability of ancient populations?
This talk will bring readers up to date on the state of existing research on the archaeogenetics of intelligence. In recent years, it has become increasingly feasible to derive polygenic scores (POLYCOG) for general cognitive ability from ancient DNA samples. Trends in historical POLYCOG levels may provision us with a crisp explanation for the rise and fall of civilizations.

Дунин-Барковский Виталий Львович
Современные достижения искусственного интеллекта и когнитивные возможности человека
В результате “Революции глубокого обучения” (с 2012 г. по настоящее время) компьютерные системы получили способности читать, писать, разговаривать практически на любом языке и переводить с языка на язык,, рисовать (и писать картины) , петь, играть практически в любые интеллектуальные игры. Сферы человеческой деятельности, в которых компьютер сейчас уступает человеку включают, например, такие, как (1) полноценную имитацию тонкой двигательной активности человека с помощью управления механическими моделями человека; (2) создание художественных фильмов на основе литературных произведений; (3) адекватно общаться с людьми, с которыми компьютер участвует в конкретной деятельности; (4) самостоятельно находить и предлагать решение проблем, мешающие эффективной деятельности (работе) людей или механизмов. Работы по всем нерешенным задачам искусственного интеллекта ведутся во всём мире с нарастающей из года в год интенсивностью и могут привести к появлению так называемого сильного искусственного интеллекта в любой момент.

Michael Öllinger
«For more than 100 years psychologists have addressed the nature and underlying mechanisms of insight by behavioral and more recently neuroimaging experiments. It was found that re-structuring of the given problem elements or the goal representation characterizes important cognitive mechanisms which help to overcome an impasse. However, which cognitive processes are responsible for an insight is still unclear. We propose that computational models can help to scrutinize underlying processes by detailing and specifying potential dynamics.
In our presentation, we will introduce the foundations of problem solving, insight, and computational modeling. We will demonstrate different approaches on insight problem solving and show the potential and problems of these approaches.»

Покровский Никита Евгеньевич
Внегородское пространство и его воздействие на творческий потенциал личности: вопросы теории и проектная практика
Исследование внутреннего творческого потенциала личности в любой сфере деятельности с целью активизации и развития человеческого капитала – одна из важнейших задач, стоящих перед социальными науками. В рамках реализации этой задачи немаловажную (если не доминирующую) роль изучение воздействия внешней среды на формирование творческой личности. Это и материальная рукотворная среда повседневности, и природные ландшафты, и климатические условия. Еще ранние романтики-трансценденталисты XIX века (Торо, Эмерсон), а также А.Гумбольдт отмечали значение восприятия и переживания нетронутой природы и «господства гармонии там, куда не ступала нога человека». Современная урбанистическая цивилизация максимально снижает эффективность именно этого канала формирования личности, сводя все к разнообразию мозаичных форм коммуникации и хаотичных интеракций. На фоне этих, по большому счету, деструктивных процессов обозначило себя движение выхода определенных групп населения за пределы городов с целью создания внегородских поселений различного формата и профиля. Это и т.н. «дачная миграция» (ближние и дальние дачи), экопоселения, фермерские хозяйства, принадлежащие прежде городским жителям. Все это разнообразие обратно-миграционных форм получило наименование «дезурбанизации». Согласно исследованиям Угорского проекта, (2002-2020 гг.), в подавляющем большинстве кейсов одним из главных мотивов выхода во внегородское пространство оказывается мотив обретения свободы самовыражения личности и раскрепощения ее творческого потенциала. В лекции рассматриваются теоретические аспекты формирования жизненного мира городских мигрантов в новой для них социальной и природной среде, «доместикация жилища», а также обозреваются проектные разработки внегородских детских школ полного цикла и удаленных университетских кампусов в инвайронментально благотворной среде.

Todd Lubart
Creativity and individual differences: a 7Cs perspective
This talk will showcase various studies of creativity in the context of individual differences. First, individual differences in creative potential, and ways of detecting them, will be described. Second, individual differences in the creative process will be fleshed out based on empirical studies of artists and engineers. Third, the impact of the environment on individual differences in creative performance will be explored and illustrated.
Todd Lubart is Professor of Psychology at the University of Paris (France) whose work focuses on creative potential and its detection. He has directed a research lab, overseen several large-scale projects on creativity, and is currently leading ISSCI, a non-profit organization that fosters international research initiatives on creativity. Over the past 30 years, he has developed widely used psychometric tools to assess creative potential and authored/co-authored 200+ articles, books and book chapters on creativity.

Александров Юрий Иосифович
«Эволюционный процесс на индивидуальном и социо-культурном уровне»
Будет показано, как интерпретируется «трансформация этапов развития в структурные уровни организации» с позиции системно-эволюционных представлений. Манифестации эволюционного процесса, которые проявляются в суб-организменных, индивидуальных и межиндивидуальных взаимодействиях, будут рассмотрены с опорой на эмпирический материал, полученный при разработке следующих проблем: механизмы селекции при научении; сопоставление системных структур индивидуальной и коллективной памяти; эволюционное значение разнообразия и комплементарности (в организменном, внутри-культурном и меж-культурном аспектах); комплементарный геном и ген-культурная ко-эволюция; сознание и эмоции как характеристики уровней дифференциации систем – этапов индивидуального развития; эволюционное значение регрессии (индивид) и архаизации (культура) как этапов развития.

Васильев Вадим Валерьевич
Можем ли мы сотворить из себя роботов?
Понятие творчества в последние десятилетия необычайно расширилось. Будет ли оно расширяться и дальше? Можно ли направить творческую активность на наши собственные тела, преобразить их, избавить их от биологических ограничений? В докладе будут рассмотрены перспективы таких начинаний. Самым соблазнительным из них выглядит попытка перенести человеческую личность на искусственный носитель, в роботизированное тело. Такой перенос мог бы обеспечивать неопределенно долгое существование личности. Но возможен ли он? Чтобы разобраться в этом надо погрузиться в обсуждение запутанного метафизического вопроса о тождестве личности. В лабиринтах этой темы терялись даже профессиональные философы, но в докладе будет показано, как можно сориентироваться в ней и найти выход к точным ответам. Главным ориентиром должны стать рассуждения о тождестве привычных материальных объектов. Обращение выводов этих рассуждений на человеческую личность демонстрирует невозможность прямого переноса личности на искусственные носители. Но и более реалистичный путь превращения людей в роботов может приводить к неожиданным и нежелательным последствиям.

Асмолов Александр Григорьевич
Преадаптациогенез как направление эволюции развивающихся систем: от парадигмы адаптации − к парадигме преадаптации
В мире разных скоростей, измученном шоками «настоящего и будущего», нашествием «черных лебедей», наша мотивационная установка исследования направлений и перспектив эволюции человека, природы и общества носит не только сциентистски ориентированный, но и экзистенциальный характер. В связи с этим в целях прогнозирования будущего на основе эволюции и преодоления «фасеточного видения» (Д.В. Ушаков) конфликтующих картин познания многомерной реальности, докладчиком будет предложена программа действий которая позволяет перейти от классических исследований порождения психического в процессе эволюции − к выделению психического как драйвера преадаптациогенеза, и, тем самым, построить мост между психологией и другими науками о жизни, изучающими закономерности устойчивости и прогрессивного развития различных биологических, когнитивных, социальных и ментальных сложных систем.